Top.Mail.Ru
Москва, Сибирский проезд 2/8, оф. 25

SMS рассылка. Что сделать, чтобы не попасть на штраф и получить результат?

В 2016-м году Мегафон заплатил 1 млн рублей за 2 незаконно отправленных SMS. Но компании продолжают слать массовые SMS — при стоимости одного сообщения 1,6−2 р конверсия в продажу составляет 1−3%.

Чтобы помочь бизнесу избежать штрафа и организовать эффективную SMS рассылку, разберемся, как подружить рекламную SMS кампанию и закон.

Юлия Прима
Маркетолог, редактор

Юридические аспекты человеческим языком

Какие законы регулируют правила sms рассылок? Их суть?
В России правила SMS рассылок регулируют ФЗ «О рекламе», «О персональных данных», «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2 правила законной рассылки: взять разрешение на получение рекламных SMS и не писать о том, о чем писать нельзя.

Основные положения законов:

  • SMS, которое нацелено на продвижение услуг или товаров — реклама;
  • SMS рассылка законная, если пользователь согласился ее получать, а рекламодатель хранит письменный оригинал этого согласия;
  • рекламодатель обязан получить явное согласие пользователя на сбор, хранение и использование персональных данных — ФИО, возраста, номера телефона, адреса;
  • в тексте сообщения должна быть информация об отправителе и его контакты, описание предложения, сроки, условия, по необходимости — возрастные ограничения;
  • рекламораспространитель обязан прекратить SMS рассылку по первому требованию, а рекламодатель — удалить персональную информацию с базы;
  • за нарушения закона физлица штрафуют на сумму 4000 — 20 000 рублей за каждую незаконную SMS, компании — от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей за SMS.

Следит за соблюдением правил Федеральная антимонопольная служба, сокращенно ФАС. Она реагирует на жалобы недовольных пользователей или начинает расследование самостоятельно.

Чаще всего штраф получает компания-заказчик SMS рассылки. Но в судебной практике встречаются случаи, когда штраф получал:

  • оператор мобильной связи;
  • сервис SMS рассылок для бизнеса;
  • владелец телефонного номера, с которого рассылался спам.
Запрещено рекламировать:
  • наркотики;
  • алкоголь и табачные изделия;
  • оружие;
  • финансовые пирамиды;
  • интимные товары и услуги;
  • поддельные документы;
  • азартные игры;
  • торговлю орденами и медалями.
Нужна бесплатная консультация?
В чем разница между SMS спамом и SMS рекламой?

Спам

  • Рассылка отправлена без согласия получателя: база номеров телефонов куплена, сгенерирована с информации о тех, кто раньше пользовался услугами компании или покупал товар, выкачана из соцсетей или досок объявлений.
  • Отправитель неизвестен, контакты не указаны
  • Ссылки ведут на неизвестные мошеннические сайты. Часто ссылки сокращены, чтобы скрыть адрес целевой страницы
  • Невозможно отписаться Текст не несет ценности для получателя, вводит в заблуждение, выманивает деньги за получение выигрыша, пугает блокировкой счетов, рекламирует запрещенные товары

Реклама

  • Получатель дал согласие на обработку персональных данных и получение рекламных SMS сообщений
  • Имя отправителя или название компании известно получателю, есть контакты для связи
  • Ссылки ведут на сайт компании
  • Возможно отписаться
  • Текст несет ценность: сообщает об акции и сроках, предлагает купить товар или услугу компании-отправителя на конкретных условиях.

Что делать, чтобы не попасть на штраф?

Взять согласие на получение рекламных SMS
Согласие — это действие пользователя, которым он подтверждает готовность получать рекламные SMS сообщения от конкретной компании. Слова «сведения о компании», «новости», «информацию об акциях» не подходят. Также не считается, если человек дал согласие получить разовое уведомление о готовности заказа или оставил данные в форме «перезвоните мне».

Чтобы законно рассылать рекламные SMS сообщения тем, кто заполнил форму обратной связи на сайте или совершил покупку, добавьте в формы фразу «Согласен получать рекламные SMS сообщения» со ссылкой на пользовательское соглашение и чекбокс возле нее. Те, кому интересна рассылка, будут отмечать чекбокс. Рекомендуем не делать чекбокс предзаполненным.

Идеальное согласие с юридической точки зрения — бумажная анкета, где пользователь ставит галочку возле фразы «Согласен получать рекламные и новостные SMS», но форма на сайте тоже подходит. Согласие в виде бумажной анкеты или лог-файлов храните бессрочно — это подтвердит ФАС, что человек подписался на рассылку.
Получить согласие на обработку персональных данных
По закону согласиться на рекламные SMS должен человек, который будет их получать. Для идентификации достаточно ФИО и номера телефона человека.

В бумажной анкете изложите внутренние правила сбора, хранения и использования персональных данных, укажите, кому дается согласие, добавьте поля для даты и подписи. В электронном виде достаточно чекбокса с текстом «Согласен на обработку персональных данных» и ссылки на пользовательское соглашение или оферту.
Добавить на сайт пользовательское соглашение
Если компания собирает персональные данные, разместите на сайте в открытом доступе пользовательское соглашение. Это документ, который описывает отношения между клиентом и компанией.

Обязательные разделы:
  • о хранении и обработке персональных данных;
  • о рекламе;
  • о способах подписки и отписки от SMS рассылки.

Резюме:

  • для рассылки используйте номера тех, кто явно согласился получать рекламные SMS;
  • получите согласие на обработку персональных данных;
  • на сайте разместите пользовательское соглашение (политику конфиденциальности, оферту);
  • зарегистрируйте понятное имя отправителя и указывайте контакты для связи в SMS;
  • отписывайте человека после первой просьбы;
  • в тексте сообщений не нарушайте ФЗ «О Рекламе»;
  • не используйте сокращенные ссылки — они выглядят подозрительно, поэтому снижают конверсию.
Нужна бесплатная консультация?